Как я докатился до горных лыж.
ЮРИЙ ШЕВЯХОВ
Итак, начало. Начало горных лыж в Киргизии. До 1965 года об этом виде спорта ничего не знаю, не видел и не слышал, участвовал в соревнованиях на беговых за “Трудовые резервы”, но горные лыжи были точно у кое кого. Знаю, что были у Петра Петровича Петрова, Ольгерта Михайловича Ленгника, Михаила Филлиповича Коломейцева, но это я узнал уже после армии в 1968 году в ноябре на лыжной базе Чон Таш, что была в предгорьях, недалеко от г. Фрунзе. Там же и тогда же увидел и первых горнолыжников моего возраста, что проводили соревнования по этому виду спорта и уже имели разряды. Среди них был и Володя Кошеляев, как и я выпускник ЦДЭТС, а к тому времени студент КГИФК (Киргизский государственный институт физической культуры), который и показал мне как поворачивают горные лыжи, а не мои беговые. Мне это дело очень понравилось и стал я суетиться с желанием, но без возможности приобрести снаряжение – негде и дорого. Настырность дала результаты, хоть и минимальные, но всё ж. На складе ЦДЭТС, где я уже работал, вдруг обнаружились горные лыжи, легндарной фирмы Львовский СЛАЛОМ! Ну да, отстой, ну да прошлый век, но ведь ГОРНЫЕ! Крепления стояли на них фирмы Кандахар, такие с носовым автоматом уже, но с тросиковой пяткой. Все катались на скобах, а я вот пытался на таких, зато…. Зато на них имелись по бокам специальные ушки и трос цеплялся за эти крючки, фиксируя пятку! То есть уже тогда я имел крутой вариант для слалома и ски-тура, чего, конечно я не представлял, что он есть на свете. Но вот ботинок у меня не было и взять их было негде абсолютно, а потому стал я на обычные рабочие кирзовые. А что было делать?
Всё, можно кататься. На школьные новогодние каникулы 1968-1969 года, для проведения занятий с детьми своих групп, я договорился с дирекцией школы-интерната села Ворнцовка о предоставлении мне пустых классов (школьников интерната на каникулы разбирали по домам) для проживания. Остальное мы сами – туристы же мы, чо! На хвост мне упали славные методисты-коллеги Котлов Женя и Шуменко Жора, с коими 2 января мы и заехали на 4 полных дня, а остальные у нас отбрали наши тётеньки-методисты для своих детишек. Мы то молодые, шустрые, ещё что то договоримся, а дедовщину (бабовщину?) и на станции все соблюдали свято. Жору и Женю я, конечно, уболтал на лыжи и мы были готовы и стали ходить на ближайшие бугры кататься – ребятишки на клеёнках а инструкторы аж на горных лыжах. Я то уверенно гонял на беговых и проблем со спуском не имел, хотя и по прямой, но иногда и поворачивал по беговому, а Женя с Жорой соревновались кто больше нападает.
Ботинки я случайно купил в феврале, в нашем ЦУМе. Низкие, со шнурками, австрийской фирмы Шека-Шух и на два размера меньше, но это не в счёт. Теперь я мог выезжать на Чон-Таш, подниматься на бугор вместе со спортсменами и смотреть технику, втихаря подражая им. Неожиданно меня узнал парнишка-лидер на тот момент, Герасимов Слава – перед армией я ходил вторым инструктором с Зинаидой Михайловной Вдовкиной в поход по Чён Кемину, а Слава был в этой группе и учился ещё в шестом классе тогда. А тут прямо мастер! Вот так судьба меня свела с первенцами горнолыжного спорта и я влился в компанию. Лидерами и тренерами тогда были от КГИФК супруги Лисовские, Андрей Фёдорович, Нина Ивановна и Алексей Бражников, а наша (!) компания пропадала на Чон-Таше с вечера пятницы по вечер воскресенья. Вот первые асы горных лыж – Герасимов Слава, Смарский Юра, Самарский Валера, Воронин Сергей, Полулях Вася, Малухин Валентин, Лось Юра, Гуляев Володя, Враков Лёша. Институтские тренировались на своей базе в ущелье Аламедин (была перед Волчьими воротами), а остальные на базе и в дни соревнований встречались и рубились. Но это они, а я пока осваивал первые шаги и копировал технику Юры Лося, как оказалось сделав правильный выбор для будущего свободного катания и уже своего метода тренировок своих учеников. Это было ещё очень нескоро.
Потом было строительство базы Орруу-сай, сперва в группе энтузиастов, потом штатным сотрудником, а потом Юра Самарский, ставший уже Юрием Григорьевичем и старшим тренером ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа), секции “Горные Лыжи”, переманил меня в школу. Тут надо признаться, что спортсменом-горнолыжником я не был, сразу попал в тренеры и тренировал не чемпионов, а младшие группы в горнолыжной школе и “чайников” на зимних сменах в альпинистском лагере Ала-арча. В лагере зимой были четыре смены по 15 дней для всех, кто сумел достать путёвку в своих секциях и клубах. Новосибирск, Красноярск, Пермь, Свердловск, Омск, Саратов, Самара поставляли нам участников (так раньше в альплпгерях именовали клиентов).
Инструкторами в лагере работали в разное время Пётр Петрович Петров и Коломейцев Михаил Филиппович – это самые первые. Потом появились я, Кошеляев Володя, Трещётка Кирилл, Воронин Сергей.