15-го сентября в Доме русской книги с большим успехом при полном зале прошел вечер классической музыки в исполнении Алексея Агибалова – известного киргизского гитариста, композитора и художника – и Юрия Кузнецова – пианиста, концертмейстера, профессора, заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики.
Вот об этих замечательных людях и расскажу не официальным, информативным языком, а нормальным, дружеским, ибо обоих сильно уважаю и обоими восхищаюсь.
Почему на этом сайте? А потому, что этот сайт посвящён людям гор, а ЮрБор (Юрий Борисович Кузнецов) и Алексей Агибалов, безусловно, горные люди, поскольку оба, кроме профессиональных увлечений, имеют ещё и мощное хобби – оба горнолыжники .
А если кто и думает, что горные лыжи существуют вне гор, тот глубоко заблуждается.
Сперва про ЮрБора. Познакомились мы в 1974 году, летом, на базе Оруу-Сай, куда он поднялся на «Яве» вместе с сыном. Полюбопытствовал, а чего мы тут делаем?
Поскольку он наткнулся на меня, то я и объяснял ему, как старожил, который то упомнит, а то и не упомнит, ну вы в курсе про старожилов. В 1974 году я уже работал штатной единицей базы, а нештатной – с осени 1970 и был «в курсе». Заинтересованность гостей проявилась на полную катушку, ЮрБор «занедужил» лыжами. С тех пор мы стали видеться и пересекаться постоянно ещё и потому, что он стал постоянно действующим судьёй всех горнолыжных соревнований. А вот чего не упомню, так то, каким образом ЮрБор оказался ещё и в кампании со Славой Александровым, с которым я дружу тоже очень давно. Вот не помню и всё! Ладно, Слава вспомнит. Главное что? Человек замечательный!
Никогда не видел его в унынии, всегда он восторженно озирался по горным окрестностям, мол: «Боже, куда я попал!». И ведь до сих пор на лыжах, до сих пор участвует в судействе теперь уже редких соревнований.
А ещё, в музыке он профессор.
А вот в ещё одном «хоботе» он, безусловно, академик, причём признанный народом, а не официальными органами, что повышает его статус на порядок (умножить на десять!). Речь идёт… приготовились?
Да! Да! Знаменитая «Юрборовка»! Вот о чём невозможно «не упомнить». Являясь многолетним владельцем дачи в месте впадения реки Кашка-Суу в реку Ала-Арча, рачительный садовод никогда не давал пропасть обильному урожаю. Яблочко к яблочку, смородинка к смородинке, вишенка к вишенке – всё шло в бродильный чан, а после определённого химического, а позже и физического процесса, получался продукт, широко известный не только в горнолыжных кругах. «Юрборовка! Как много в этом…»
Что характерно, до сих пор она у него получается!
Вот такие штрихи к облику замечательного человека – ЮрБора.
Теперь про Алексея. Знакомство наше состоялось тоже на Оруу-Сае осенью, кажись, в 1973 году.
Был или конец ноября, или начало декабря, уже выпал хороший снег (тогда хороший снег выпадал 1-4 ноября). С утра нижняя канатка, только запущенная после модернизации, что-то барахлила, и я, налаживая её должным образом, налазался по железным опорам, замёрз, как кочерыжка. Убедившись, что всё поехало и народ нормально катается вовсю, поскакал в хижину греться и переодеваться.
Самое первое бетонное сооружение и называлось хижиной, а остального тогда ещё не было. Вход – от склона в тамбур, прямо в полуподвале смонтирован был отопительный котёл, а направо – большая комната. В комнате, у входа, слева, располагался отсек-кухня, а остальное пространство занимали нары, где народ спал вповалку. Справа во всю длину стоял стол с лавками. Это я так, для общего понимания обстановки.
Так вот. Забегаю дребезжа и прямиком в левый дальний угол, он самый тёплый был, там и припал к батарее. Потихоньку оттаивая, замечаю за столом компанию. Весьма благообразный джентльмен в окружении четырёх прелестниц перекусывают, запивая чайком, видать, только поднялись.
Тут я уже отогрелся, распушил перья и облажался крупно. Там же, в углу, возле меня, лежала гитара, ну такая, производства Карагандинской саксаульной фабрики; так я от предвкушения скорого катания решил спеть. А тут ещё и девушки. В общем заорал я что-то Высоцкого, причём от всей души. Вскоре джентльмен повёл себя странно: вместо восхищения стал возмущаться, обзываться и ещё назвал меня варваром.
Обидевшись и даже не попив чаю, я оделся в горнолыжное и умотал на склон.
В обед, выключив канатку, по пути в хижину стал жаловаться Вольдемару (Вольдемар Павлович Трелевский – главный застрельщик и исполнитель проекта «Хижина в Оруу-Сае»), мол, вот, обижают. Тот, вместо заступничества, стал ржать надо мной, потом доходчиво объяснил, что джентльмен является «намбе ван» Киргизии в области классической семиструнной гитары. Тогда я и осознал всю глубину своего позора.
Решил по приходу в хижину, первым делом принести извинения, но не успел.
Лёша меня опередил и извинился первым. Вот это и есть ДЖЕНТЛЬМЕН!
Я, конечно, опупел от недоумения, но сделал морду лопатой, да чё там. Хам короче!
Их компания оставалась ночевать; и вечером, так случилось, мне сунули гитару, то есть как бы гитару, и велели: давай. Поскольку других менестрелей в тот вечер не было, все время на манеже куражился я. Робея поначалу и косясь на маэстро, вдруг понял, что он внимательно слушает. Позже, на перекуре, Лёша подошёл и спросил, чего это я весь вечер голосил? А репертуар был самый широкий: Визбор, Клячкин, Высоцкий, Окуджава («Сумерки, природа, флейты голос нервный, позднее катанье»), Кукин, Гордницкий и все остальные тож. Он добавил: «То, что ты по этой кочерыге лупил, – это минус, а вот тексты потрясающие!»
И стали мы знакомцами. Потом я был у него в мастерской, посмотрел, чем он там занимается. Чем он только ни занимался! И мозаика, и чеканка, и какие-то ювелирные цацки. Талантливый человек – талантлив во всем.
Его подарки «хижине» – некие абстракции в металле, которые я потом повесил по стенам, – наверное, до сих пор висят, я давно там не был.
А вот как он научился кататься на лыжах, я не знаю, не у меня на глазах, но катается прилично. Вот так всё было.
Ну и о концерте, конечно. Во вступительном слове Алексей посетовал на неправильную акустику, заранее извинился, мол, не знаю, как будет звучать. А я сидел, слушал и думал: «Боже мой! Какая акустика? В кои веки пришли послушать дуэт своих друзей, дуэт МАСТЕРОВ! Хрен с ней, с акустикой, мы готовы слушать их и в амбаре. Маэстро Кузнецов и маэстро Агибалов играют для нас классику, разных композиторов, разных веков. Для нас! »
Как-то незаметно наше общество «обнанаилось», «обкиркорилось» до безобразия, а вот хорошая музыка, настоящая музыка, стушевалась, стесняясь злого агрессива. Будь власть нынешних правителей «суверенных» образований немного подальновиднее, предусмотрела бы в социальных расходах маленькую статью для поддержания КУЛЬТУРЫ и, я уверен, она бы набрала большую популярность в народе. Увы. Мы имеем «поющие трусы», «блестящих» и прочий кич. Весьма печально.
Осталось надеяться на хороших людей, вопреки общему пессимизму делающих хорошее, доброе дело, устраивая концерты и выставки на свои деньги. Честь им и хвала.
Нашим друзьям, Юрию Кузнецову и Алексею Агибалову, поклон и восторженные аплодисменты!
А ещё добавлю о Русском доме. Публика была замечательная! Как-то, к примеру: несколько человек из общества «Менора», парочка грузин, хохлы, конечно русские, да и затейник всего этого – Виктор Кадыров с супругой! Обалдеть! И где тут межнациональная рознь? Поэты, писатели, преподаватели, альпинисты и деловые люди… Это же надо было собрать такую публику!
Наверное, это и есть самый настоящий РУССКИЙ ДОМ!
А Виктор Кадыров? Успешный бизнесмен, а занимается, не в пример другим, чем-то совершенно непонятным для обывателя.
Казалось бы, чего человеку не хватает? Но вот не хватает и всё!
Раньше таких людей называли подвижниками.
Мне повезло, я оказался знаком с нормальными, хорошими людьми.
Судьба, отнесись к ним благосклонно! Они этого заслуживают!
Примечание: говорят для поддержания культуры есть статья, другое дело, что все деньги идут на зарплаты чиновников от культуры.
P.S. Все фотографии к моим заметкам обеспечивает Слава Александров.
Редакцию делает Илеева Лариса Фёдоровна, кандидат наук, доцент.
Юрий Шевяхов.
Юрий! Прежнее ваше личное фото было лучше! нельзя ли вернуть?
Юрий, вы хорошо пишите! Советую вам поменять личное фото на прежнее.
Прошу прощения, Ирина, но я редко захожу на сайт для просмотра комментариев, на то есть админ. Фото то же он ставит, так что не в силах что то изменить.