Один день. Рассказ Эльвиры Маречек.

IMG_3447
IMG_4196 Вот и уехала моя старшая половинка и  даже сообщила, что уже проезжает Курдай, половинка, с которой мы делим все наши охи-ахи, а уж тем более – все наши воспоминания, связанные с  общим детством, с горами, в которых росли, с нашими родителями. А тут на нас свалилась такая лавина впечатлений, эмоций, воспоминаний, что мы, едва вернувшись из Ала-Арчи, стали делиться с близкими и друг с другом всеми своими впечатлениями. Мы, конечно, весь день держали друг друга в поле зрения, но у каждой из нас были свои встречи и разговоры с людьми, которых просто не ожидали встретить, с кем не виделись по 40-50 лет!
Что ещё может накатить в горах, если не лавина?! А уж когда в ней замешана добрая сотня людей, близких по духу, и от того уже почти родных, когда вокруг тебя те самые горы и вершины, в которых ты рос, тот самый воздух, настоянный на хвое, та самая взбалмошная и вечно грохочущая Аларчинка, да предстоящий подъём, который надо преодолеть во что бы то ни стало, но добраться до тех уже Небожителей, к которым уже растянулась вереница  идущих – старых и малых, молодых и не очень – ну как тут не захлебнуться от всего происходящего и предстоящего?!
20170916_114107  Однако, Действо началось, и мы все двинулись по гибкой тропе,  лично мне больше напоминающей ту самую нейро-линию, которая спонтанно вьётся среди камней и елей, и внезапно виляет туда, куда ты и не предполагал совсем. Это сравнение, неожиданно появившееся, поразило меня своей точностью, ведь если те нейро-линии, что мы чертим на бумаге, так сильно влияют на наше мышление, то что могут привносить в нашу Жизнь такие вот «неведомые  тропы»?!  Сама я могла только предполагать, на какую тропу я сегодня встала и что она мне принесёт,  но действительность превзошла все мои ожидания!…
Хотя, само это Действо, задуманное Славой Александровым,  началось ещё у Южных ворот, когда мы стали рассаживаться в том шикарном и комфортабельном транспорте, что он нам предоставил; когда мы целой вереницей машин дружно двинулись  к горам. А для нас с сестрой  было и ещё одно щемящее чувство – к нам стала приближаться двуглавая вершина, носящая имена наших дорогих родителей!. Я-то вижу эту вершину часто – покрытая белым снежным флагом, она видна из любого уголка нашего города, потому я могу здороваться со своими родителями или «махать им ручкой» хоть несколько раз в день, а вот моей сестре, изредка приезжающей к нам, это очень значимый момент жизни…
Слава пригласил нас с сестрой на открытие Мемориала по многим причинам, но одна из них та, что нам всем очень хотелось в благодарность за активное участие  в его строительстве подарить волонтёрам книгу, написанную нами  об истории альплагеря Ала-Арча и самого альпинизма в нашей стране.
И вот теперь мы двинулись по этой самой нейро-тропе к Приюту «Северная Звезда». Уж кто-кто, а я-то точно не знала, чем для меня завершится этот подъём – 30 лишних килограммов на моём изящном скелете и 70 годов за спиной, кроме детского рюкзачка, ставили передо мной большущий вопрос и кучу восклицаний. Славе я предусмотрительно отдала пачку подписанных нами книг, а он дал нам с Иной по одной лёгкой, но очень надёжной лыжной палке. Держа в голове все свои страхи, надвигающиеся на меня с каждым моим же шагом, я оставила в своей голове место и для удивления тем шикарным еловым лесом, что вырос на некогда голом холме,и для восхищения необычно красивыми молодыми елями, у которых из под длинных зелёных юбок, у самой земли выглядывали кружевные и ажурные «подъюбники», состоящие из маленьких веточек. Будто произошло что-то странное – сами ёлки не росли в высоту какое-то время, а нижние веточки интенсивно стали нарождаться, потому и выпучились из-под старших веток кружевным валиком вокруг дерева.
Я замечала всё; и скальный массив, под которым десятки раз наблюдала скальные занятия или соревнования, сидя на камнях возле молодой и красивой мамы, ведущей эти занятия; я оглядывалась и разглядывала надвигающийся, по мере нашего подъёма, Тэке-Тор; хмыкала, когда проходящая мимо молодая пара фотографировалась, пытаясь уместиться в кадре с «самой Короной», хотя в кадре у них мог торчать только  всё-тот же красавец Тэке-тор. Я знала, что «Корона» появится перед нашим взглядом только тогда, когда мы сами наберём Scan-130118-0217 rподобающую высоту…  Нам же, людям, вечно мало того, что мы имеем… Вот, значит я ещё и философствовала… А в голове , назойливой кривой корягой торчал вопрос –«когда же я начну задыхаться, когда я уже сяду и откажусь идти дальше, я же вряд ли этот подъём осилю?!!» . Но как, как сесть на дороге к тому месту, где на большом коллективном валуне закреплены две таблички с именами наших родителей, когда снизу смотрит родное ущелье, когда Слава будет дарить людям вместо нас, написанные нами книги об Ала-Арче.?!! Да нет, я не допускала мысли о том, что к Мемориалу не взберётся моя старшая сестра – зря что ли папа доверял ей руководство самыми сложными высокогорными туристскими маршрутами?! И пусть большая часть жизни осталась позади, но Мастера всегда держат в «заначке»  то, что и делает их мастерами…  Да, но я-то буду сидеть где-нибудь под ёлкой на середине пути, или меня начнут транспортировать срочно вниз… В голове бурлило вот это всё, но я всё ещё карабкалась по уступам, когда откуда-то сверху ко мне протянулась небольшая, но крепкая мужская рука – незнакомый молодой человек предлагал мне свою помощь. Я, конечно, радостно уцепилась, в голове разом просветлело, осенние краски бабьего лета  заискрились  всеми своими оттенками – нет, есть всё же Бог на этом свете! Вот и моей сестричке прислал в этом сложном месте сразу двух девушек, которые, смеясь и болтая,  добродушно подхватывали её сразу с двух сторон. Я же уцепилась за протянутую руку – сам же бог велел – и уже не отпускала её даже и там, где отлично могла шагать и сама. В молодой мужской руке, ведущей за собой вверх, есть какая-то магия, цену которой можно оценить, увы, не в каждом возрасте. Но мой внук, с его заботливыми руками, живёт очень далеко, а мой правнук Егорий Данилыч ещё совсем мал – сам чуть что и на папины ручки просится. Кстати, мимо нас прошло целое семейство с тремя детьми: младшенькая улыбашка с кудряшками сидела на папиной шее, средний что-то лопотал, радостно коверкая слова, а старший помогал маме  нести наверх какой-то груз. Я обзавидовалась – у моего зятя, любящего болтаться по горам, шея одна, а улыбашек сразу двое. Однако в голову заложила – внукам пора на волю!
Мы с сестрой и сами разговорились с посланцами Бога -Александрова, узнали их имена –  Павел (боже, уж не апостол ли?),  Асель и Людмила и даже то, что мы с ними из одного гнезда – из Политеха!.
Scan-130110-0099r К моменту подъёма  к Приюту мы уже были родными душами и переговорили очень много разных тем. Нам ведь с сестрой, попавшим на этот склон, есть о чём вспомнить – вот оно, наше детство, наша юность, –  рядом! А для меня это ущелье приготовило и ещё один подарок! Именно сегодня, день в день, 33 года назад,16 сентября 1984 года началась наша совместная жизнь с моим мужем Владимиром Самохваловым – мастером спорта по альпинизму, побывавшего на многих семитысячниках, много лет возглавлявшим горно-спасательную службу всего южного региона  Тянь-Шаня, и, наконец, директора альплагеря Ала-Арча!! ^45499FE8B70E47EE96FC53B2620B8BCE47844F3284AE7D29C8^pimgpsh_fullsize_distrТого самого, где я росла, где работали мои дорогие родители!!! И теперь я шла и смотрела на ущелье, на сам лагерь, лежащий внизу, на горные вершины, глазами Володи, оставшегося дома. Я пыталась всё это впитать в себя, чтобы вернувшись домой, перелить это в него и придать ему силы. Я-то хорошо помню, как этот Овен скакал в соседнем ущелье по осыпи из громадных камней. Он делал это легко и свободно, ещё и болтая при этом, а я, бывшая гимнастка, судорожно семенила за ним, боясь оступиться и сломать себе ноги. В итоге я села и разревелась, устав от напряжения, а Самохвалов удивлённо остановился –«что это ты?». Сегодня я что-нибудь звхвачу для него из Ала-Арчи…
А вот и   Ворота! А за ними, в Приюте уже стоят, ожидая всех, несколько десятков человек. Стоят молча!  Строгие вертикали устремлённых ввысь деревьев, большая группа людей,  стоящих среди могил, Мемориал, ещё закрытый от ожидающих глаз покрывалом, всё это в один миг отодвинуло всё насущное в сторону… И остались молча стоять мы все и наши Небожители!… Это были минуты, ради которых  можно было и даже  нужно было, почти корячась, превозмогая себя, помогая другим,  всё же взобраться сюда и стоять теперь одной дружной семьёй перед теми, кого уже никогда не вернуть на нашу Землю, но которые всегда живы в наших душах!!!
Постояли молча,  а начав говорить, вспомнили всех, торжественно открыли мемориал и ударили в Рынду, так долго служившую в альплагере, а теперь нашедшую своё  многозначительное  место именно в Приюте.  Наконец и Приют получил свою собственную Корону, своё завершение, так гармонично вписавшееся в рельеф и в саму атмосферу этого скорбного места. Люди высказывали свою сердечную благодарность тем, кто не жалея своего времени, своих сил, а иногда и здоровья, обеспечили создание и завер20170916_124803шение Мемориала. Неимоверными усилиями эти люди умудрялись затащить по этому крутому и часто опасному пути все материалы истроительные конструкции и даже воду для разведения бетона. Не представляю, как это им всё удалось, но они это сделали !!! Вот это понимание и благодарность была высказана всеми, кто взял слово, особая благодарность была высказана самому главному затейщику, организатору, продвигателю, исполнителю  этого проекта Вячеславу Александрову.

Редкая встреча ветеранов альпинизма.

Торжественное мероприятие было завершено, нас всех ожидал  «чудненький»  спуск, а потом и фуршет на зелёной поляне, поэтому Приют постепенно  пустел, хотя ещё и оставались люди, увлечённые беседами и воспоминаниями. На выходе из Приюта мы столкнулись с удивившим нас человеком, который не сбавляя темпа упрямо шёл, опираясь на две металлические палки . Это был известный музыкант и Наш знаменитый маэстро, профессор Юрий Борисович Кузнецов в свои 75 лет посчитал своим долгом почтить память своих друзей.Наш знаменитый маэстро, профессор Юрий Борисович Кузнецов в свои 75 лет посчитал своим долгом почтконцертмейстер Юрий Борисович Кузнецов, который в свои 75 лет один, без всякой поддержки поднялся к Мемориалу – люди уступили ему дорогу.  В этом же месте мы пересеклись и с тем семейством с тремя детьми,  о котором я уже упоминала. Чудесная кудрявая улыбашка, всё ещё сидевшая на папиных плечах, оказалась не менее чудесным малышом, от чего ямочки на щёчках пацанчика стали ещё более задорными. Да и папа трёх мальчишек оказался приятным в разговоре и общительным парнем. Убедившись, что его сынишка хорошо закреплён на его спине, он взял в руки две палки, чтобы подстраховывать себя  и мы все начали свой неспешный спуск. Да, спуск, как известно, требует особого внимания и часто бывает даже опаснее подъёма. Мы и не спешили, каждый спускался в своём темпе, кто-то нас перегонял и в одну, и в другую сторону. В какой-то момент я чуть опередила всех, с кем шла – и семейство, и сестра, и Павел с Аселей и Людой чуть отстали, но сзади послышались чуть торопливые шаги, скользящие по сыпучке, хруст ломающейся ветки, звук падения и вскрик женщины.  Я обернулась, –  она лежала в полуметре от меня и кривясь от боли, показывала мне на ногу, вытянутую вперёд.
Раньше, много лет назад, мне часто приходилось избавлять людей от боли, поскольку я лечила руками, поэтому я, едва ощупав травмированную ногу и не найдя смещения, начала работать сразу. На щиколотке довольно быстро стала расти опухоль, похожая на круглый  мячик. Но когда я начала работать над ним, он так же стремительно стал исчезать и через несколько минут растаял бесследно. Что это было – я так и не поняла, но женщина сказала, что боль уменьшилась. Пока шёл этот процесс, возле нас уже собралось достаточно много людей, были и прохожие зеваки, снующие в обе стороны, подошли и люди Александрова, кто-то побежал назад, чтобы принести подобие носилок. Кто-то искал бинты или шарф, кто-то соображал, как сделать шину. Уйти мимо, продолжить свой спуск мог каждый, никто никого не задерживал. Всё было и спонтанно, и добровольно, каждый решал за себя. Задержалось рядом с нами и упомянутое семейство, ребятишки толкались у ног взрослых и поскольку было сложно что-то сделать на узкой тропинке, нам хотелось даже спровадить их вниз. Но, папаша спокойно снял с себя ребёнка, пересадил его на спину мамы, поручил своих двух сынов кому-то из молодых, а сам взял на себя спасательную операцию. Когда мне стало понятно, что умелые люди справятся и без меня, мы с сестрой стали спускаться, чтобы освободить дорогу. Когда мы были уже на подходе к мосту, нас обогнал всё тот же молодой отец, но теперь на его спине сидела травмированная женщина, закреплённая каким-то непостижимым способом с помощью чьёго-то рюкзака..   Спасатель почти бежал, женщина мужественно подстанывала в какие-то моменты, а рядом бежало несколько парней, готовых поддержать и перехватить его ношу. Именно эту процедуру очень осторожной пересадки больной на другие плечи мы и наблюдали, удивляясь тому, как терпеливо вела себя пострадавшая с переломом обеих костей голени.
Позже мы узнали, что это была Татьяна Шульгина – геолог и альпинистка, приехавшая погостить к своей сестре. Когда-то Татьяна и сама работала в альплагере, была разрядницей, муж – известный многим альпинист. И вот совсем на простом месте, когда меньше всего можно было ожидать, пропуская какого-то мальчика вперёд, Татьяна и зацепилась одной ногой за торчащий корень, а другой скользнула по мелкой сыпухе – секунда и  закрытый перелом двух костей, слава Богу – без смещения!Участники спасотряда - Анатолий Пыжиков, Семен Дворниченко

Участники спасотряда – Анатолий Пыжиков, Семен Дворниченко

А восхитивший нас своей ответственностью и большим человеческим сердцем, отец трёх маленьких сыновей, оказался  мастером спорта по альпинизму, известным в своих кругах альпинистом, восходителем на зимнюю «Победу» в 2017 году Семён Дворниченко!!!
А ведь он мог сослаться на то, что на его руках малыш,  что на нём ответственность за детей, что страшновато передать на сложном спуске малыша жене, он мог сослаться на то, что вокруг полно молодых парней, способных нести женщину с травмой. Нет, он просто взял на себя то, в чём хорошо разбирался, он взял на себя ответственность, сложность ситуации и сделал всё, что требовала ситуация. А вокруг была солнечная осень, светило жаркое солнце, пахло хвоей, люди, выполнившие задуманное мероприятие, отдыхали, пили кофе и вино, обнимались с друзьями и вели душевные разговоры..  Да, хочу сказать, от лица всех, большущее спасибо тем, кто обеспечил нам великолепный, да ещё и бесплатный проезд в это райское место, кто угощал нас сладостями, вином и кофе за те же «бесплатные» деньги! И во всём этом повинен всё тот же Слава! Слава ему, Слава! Слава! Знали родители, кому давали это имя…
Этот день мог быть великолепным сюжетом для художественного фильма. События, очень значимые, разворачивались на фоне прекрасной, почти райской природы, что ещё больше оголяло наше человеческое нутро.  И люди достойно себя проявили. Мы с сестрой очень благодарны молодым ребятам Павлу Бездорнову, Аселе Байбагышевой, Людмиле Кан, проявившим заботу и внимание  к незнакомым им тётенькам, вздумавшим забраться туда, куда обычно их ровесницы даже и не думают смотреть.
Большое и сердечное спасибо и даже человеческое восхищение хотим высказать и Семёну Дворниченко , всем тем парням, что не прошли мимо, а взялись спустить пострадавшую женцину к транспорту, той незнакомой нам женщине, что умело накладывала шину из подвернувшейся складной палки на сломанную ногу. Всем, кто не прошёл мимо, кто не свалил эту проблему на чужие руки. Спасибо вам огромное!!! Ведь не смотря на эту травматическую ситуацию, день был очень чудесным, как и то дело, ради которого вместе собралось очень много людей, разделённых и годами, и даже разными странами. Я встретила среди этой сотни людей трёх своих однокурсников, один из которых давно живёт в Германии, а чуть позже меня нашла и бывшая моя студентка, с которой мы ездили вместе аж на Дальний Восток и которая тоже давно живёт в Германии в том же городе, что и мой однокурсник Бронислав Тян.!!! И теперь они, встретившись там, в Германии, оба будут вспоминать этот прекрасный день в нашей Ала-Арче.
Думаю, что каждому из нас есть, что рассказать об этом дне, об этом событии. У каждого своя история связанная с этим ущельем, с миром альпинизма. Я смотрела, как оживлённо и сердечно разговаривали люди, разбившись на группки и, думаю, эти беседы продолжались ещё долго, но нам надо было торопиться в город, нас ждал Владимир Владимирович Самохвалов, которому так нужны были сейчас и этот пейзаж, и этот хвойный воздух, но самое главное – альпинистское братство, которое именно сегодня было проявлено в полной мере. Спасибо всем громадное. IMG_0535_новый размер
Сёстры Маречек. 17.09.2017г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *