Автор: Юрий Шевяхов.
Был бы я профессиональным корреспондентом, я бы начал так:
Широко распахнутые сегодня двери Дома Русской книги…., ну и так далее. Но я не профессионал, да и двери Дома распахнуты всегда широко. Начну проще: О роли хороших совпадений в нашей жизни.Так совпало, что 13 мая 1946 года родился Котлов Евгений Анатольевич и это стало первопричиной. Далее ещё интересней — собрались его друзья не с целью поплакать (это было раньше, 10 лет назад, к сожалению), а взбодрить память о нём, ибо есть что вспомнить.
Вечер начался не с официоза, а с показа коротких вырезок из документальных фильмов снятых Женей за свою совсем короткую жизнь и коротких же комментариев.Собравшиеся друзья так или иначе были участниками событий на экране, но стали вспоминать о событиях не вошедших в фильмы. Усен Жеентаев – оператор фильма о спасателях-альпинистах: Заключительные кадры фильма: пострадавшего в горах и успешно снятого с вертикальной скалы, вносят на носилках в вертолёт, он (Усен) запрыгивает следом и вертолёт взлетает. Всё просто.
НО! Пока съёмки шли в горах, всё зависело от съёмочной группы, погоды, участников спасательного отряда и от множества причин поддающихся управлению процессом. С вертолётом была отдельная песня. В СССР с вертолётами было хорошо, их было много и их никогда не хватало. Все работающие в горах в то время (геологи, геодезисты, электрики высокогорных ЛЭП, альпинисты и проч.) готовы были на всякие подвиги, чтобы заполучить вертолёт, да ещё и вовремя. А кто бы дал вертолёт на съёмки фильма? Обещали бы, это да, но когда он прилетит!? Женя сделал просто – он заказал вертолёт санавиации, да и все дела! Ругались потом, мол дело то хорошее, прилетел бы и так, а вы вон как…. Ага! Мы то знаем, летали. Тут все дружно сказали – да-а-а, Котлов авнтюрист изрядный был. Дима Греков (единственный Кыргызстанский альпинист взошедший на Эверест) вспомнил:
-А вот когда доснимали фильм «6 сигналов в минуту» — Евгений Анатольевич заставлял нас лазать на Корону (технически сложная вершина в Ала-Арче) туда -сюда до посинения, а «кадр не шёл», а продукты кончились и все озверели. И вдруг пришёл какой то парень и притащил рюкзак продуктов, и сказал, что его послал мужик, похожий на Ленина.
Сейчас невозможно объяснить никому, что всё это снималось БЕСПЛАТНО, то есть «актёрам» денег не полагалось (документальное кино) и заставить их никто не мог бы. НО! Заставить нет, а вот Котлов ПОПРОСИЛ.
Как можно отказать человеку, который вместе с альпинистами (сам альпинист) идёт на высочайшую вершину Союза – пик Коммунизма, снимая фильм о альпинистах. Он несёт на себе всё, что несёт альпинист для восхождения, а ещё и камеру «Конвас», весящую 5 Кг. У киргизских восходителей дополнительный груз – кроме камеры надо нести с собой запасные аккумуляторы, плёнку в металлических банках. У кого совести хватит отказать, да и вопрос так не стоял – другое воспитание было, наверное. Говорилось волшебное слово «НАДО» и никому в голову не приходило спросить – а кому, собственно, надо? Раз надо, так надо, чего там…
Тут все дружно сказали – да-а-а, Котлов авантюрист изрядный был! Вспомнили фильм «Пятый угол» о трудных подростках детдомовцах. Фильм снимался долго – Женя задался целью проследить жизнь подростков-юношей после детского дома. С кровью сердца снял, а фильм запретили к показу. Нормальное отношение автора – в запой! Длительный. Евгений Анатольевич поступает ещё хуже – он выкрадывает из фильмотеки материал и летит в Москву, где на каком то показе, тут же получает награду. После этого фильм получает статус актуального до нЕльзя!
Тут все дружно сказали – да-а-а, Котлов авантюрист изрядный был.
Тут самое время спросить – а где же совпадения? Что и чем совпало то? А как же — вот нормальный «ДОН КИХОТ», вот вечные проблемы (не путать с ветряными мельницами)борьбы добра и зла, а добро то должно победить. Вот и совпало: есть проблемы и есть человек, решающий эти и не эти проблемы, в силу своего таланта. Интересное явление, этот самый, талант – живёт твой друг, всё у вас с ним одинаковое, вроде, но ОН видит это всё с какого то другого угла и решения принимает от этого угла исходя и показывает – вот оно! Вот как это выглядит! Тогда все переглядываются….- А чего ж мы то, а? Правда…, ты смотри к…., как же мы раньше то…? А вот так. Среди всех увидеть не как все и показать это, чтобы все увидели. Вот Котлов это и умел. А ещё он был избран в Верховный Совет Киргизской ССР, пытался через политические рычаги что то изменить к лучшему. Не, не для себя. Себе он даже положенное по статусу жильё не требовал, некогда было, да и не за этим он избирался.
Видимо тогда и надорвался, ибо бороться со стихией, с партийными и киношными чинушами это одно. Где то авантюрно, где то убеждением, где то дружескими связями, но можно. С СИСТЕМОЙ бороться не вышло, система сама себя съела и Котлов с облегчением вернулся к любимой работе.
Закончился вечер, как и следовало ожидать, любимой Жениной песней «Виноградную косточку в тёплую землю зарою….».
А теперь и про «широко распахнутые двери Дома Русской книги».
Как то потихонечку, исподволь, Дом находит какую то нотку в отношениях творческих людей и идей. Посудите: Рождественские встречи, камерные сходки с певцами, исполнителями, поэтами, писателями, художниками. Дуэт рояля с Юрием Кузнецовым и гитары, с Алексеем Агибаловым; Выставка картин поэта Светланы Сусловой; Презентация номера журнала «Литературный Кыргызстан». Не кинематографическое общество организует вечер режиссёра, оператора Евгения Анатольевича Котлова (что было бы справедливо), но Дом Русской книги.
Спасибо супругам Кадыровым, Виктору и Светлане. Спасибо Вячеславу Александрову, автору идеи вечера, соратнику и коллеге Е.Котлова. Спасибо студии «Эпос», детищу Котлова и продолжателям его работ.
Как можно увидеть этот фильм ? Е Котлов помнится попросил меня намочить голову и так я тоже попал в кадр.. Хотел посмотреть через сорок лет на себя в 19лет.