13.05.1946 – 15.12.2003
Фрунзе – был его родным и любимым городом. Учился в Физкультурном Институте по специализации велосипед. Но поскольку с детства болел горами, они, в конце концов, победили. Первый тренер Алим Васильевич Романов. Вначале был альплагерь «Ала — Арча», затем начались экспедиции. Каракол, Терскей Ала-Тоо. Иныльчек — Победа и Хан-Тенгри. И в этих походах он не был не только лидером, но и участником штурмовой группы. Обычно он входил во второй состав, или группу поддержки.
И, тем не менее, он всегда искал любые пути и лазейки, чтобы попасть в горы. Если не давали отпуск летом, то увольнялся или срочно заболевал на 2-3 месяца. Как раз до конца экспедиции. И все это не только для того чтобы перезимовать очередное лето в горах.
Конечно, он шел к вершине, чтобы взойти, чтобы победить себя. Но все — таки это было для него не главным. В горах всегда вместе с ледорубом в его руках видели фотоаппарат, Вместе с веревкой ручку и записную книжку. В местных газетах Вечерний Фрунзе, Комсомолец Киргизии появились его первые фотографии и заметки о горах, природе, о людях которые работают и живут там.
Он рассказывал о чабанах и охотниках, лавинщиках и дорожниках, метеорологах и вертолетчиках. Но конечно главная тема – это ПУТЬ к ВЕРШИНЕ!! Героями этих репортажей, статей и рассказов становились простые ребята из Фрунзе и Пржевальска, вместе с которыми он бывал в экспедициях и шел к вершине,
В связке с Анатолием Тустукбаевым и Володей Кочетовым шел по бесконечно длинному леднику Иныльчек. Вслед за Володей Бирюковым и Женей Стрельцовым взошел на пик Ленина. Результатом этих скитаний по горам стала одна из лучших лирических книг о Киргизских горах — Весна за девятью хребтами. Он сделал ее вместе с лучшим в то время художником – фотографом Георгием Шуменко.
Все чаще и чаще в его руках стала появляться кинокамера. И с тех пор в эфире Киргизского телевидения зазвучал его голос, и зрители увидели мир гор его глазами. Сначала это были небольшие репортажи, а затем первый документальный фильм — «Испытание» о восхождении команды Политехника на пик Коммунизма. Съемки на восхождении тем более высотном это отдельная эпопея. Камера – Конвас — 3 кг, аккумулятор — 3кг, запас пленки — 2кг. И это вдобавок к обычному альпинистскому снаряжению.
Запотевший видоискатель, замерзшая пленка, салатящие кассеты, севший у самой вершины аккумулятор — вот далеко не полный перечень «удовольствий» в напряженной работе высотного оператора. Они особенно «достают», когда друзья и товарищи по команде начинают посылать тебя открытым текстом в места не столь отдаленные, да так, что вечные снега окрестных вершин начинают краснеть. По какой же причине? А всего только из- за твоей невинной просьбы остановиться и пройти повторно по острому снежно-ледовому гребню на фоне пылающего во весь горизонт заката, потому что в кадре фигуры скалолазов их головокружительное прохождение опасного маршрута будет выглядеть наиболее убедительно, будет красиво смотреться. Ну, так это издержки профессии! Искусство требует жертв, иногда даже чрезмерных.
Зато зрители всего Советского Союза увидели замечательный кинорассказ « 6 сигналов в минуту» Его персонажи, а по сути когорта отважных, — спасатели – Альпинисты, базирующиеся в Ала — Арче. А вот и еще одна незабвенная лента — «Яки рождаются на снегу». Она — о пастухах с заоблачного Алая. Эти фильмы Евгений создавал уже в качестве кинорежиссера. Тут-то и проявилась в полной мере яркость его таланта.
В его судьбе в который раз подтвердилась справедливость древней латинской пословицы: — Нет пророка в своем отечестве! За всю долгую и успешную творческую деятельность, отмеченную ярким талантом и благодарным признанием зрителей во многих странах мира, за высокопрофессиональную работу на телевидении Женя не удостоился заслуженного им признания в Кыргызстане, не отмечен званием ни заслуженного, ни народного деятеля культуры .
Признание пришло совсем с другой стороны. «Рождественский синдром» — фильм о Зимнем восхождении на пик «Свободная Корея» нашей Киргизской сборной с первого захода получил первый приз на фестивале горных фильмов в Швейцарии.
«Сидел заяц на заборе» — лирический рассказ о детях детдомовцах, попавших впервые в горы вместе с альпинистами. Которые начинают понимать, что в мире есть не только черный цвет, что бытие расцвечено всеми оттенками падуги. Спросите , какова судьба этого осуществленного замысла? Первая премия на фестивале во Франции.
«Мак-Кинли. Русский Кулуар». Захватывающее повествование об уникальном восхождении альпинистов – инвалидов на самый северный шеститысячник планеты. И эту работу Евгения жюри профессионалов оценило высшим балом. Первый приз на фестивале в Индии. Правда, к этому времени он уже сам не снимал.
Богатырским здоровьем он никогда не отличался. Высотными операторами были Миша Михайлов, Андрей Пучинин, и Александр Губаев. Но режиссером, продюсером и конечно инициатором, мотором и душой этих проектов был, конечно, Женя.
Эти фильмы открыли людям во многих пределах земли нашу прекрасную страну, наши горы, наших людей.Увы, перед болезнью все равны. Он умер на больничной койке, не думая о смерти, но строя планы об очередном фильме, об предстоящей экспедиции. Он продолжал думать о горах, которые он так любил.
Замечательный очерк! Очень интересно. Кое – что не знал!
Спасибо за побуждение воспоминаний. Женя был уникальным. Мне посчастливилось дружить с ним, когда он заканчивал институт, а я школу. Командой из 7 школьников под руководством Жени мы зимой 1966 года на лыжах прошли от г. Фрунзе до г. Пржевальск.
После этого ещё много вершин Тянь-Шаня и Памира покоряли, проживаем не простую жизнь, но в основе этого были первые уроки скалолазания на “Волчьих воротах” с Алимом Васильевичем Романовым и Женей и затяжными лыжными переходами до 70 км в день от Ананьева до Тюпа. Спасибо за чудесный очерк.