Василий Шпег, Николай Мешалкин

Вспоминает тренер сборной Кыргызстана
Валерий Денисов.

ShpekVasily

В году 1989 у нас состоялись альпинистские сборы. В Караколе базировалось несколько команд разных спортивных обществ Я занимался сборной .К вершине пика Джигит вышла четверка – две связки. Мои товарищи по альпинизму Королев, Салфетников, Шпек, Мешалкин продвигались к вершине по сложному скальному маршруту категории 5б…

У меня возникло неожиданное ощущение тревоги. Поднял людей… Напряжение возрастало все время пока мы поднимались к перевалу.
Вот и перевал. На гребне вдруг увидели только одного Королева. Вот и он увидел нас.
— Мужики «улетели»!- кричит он с гребня сквозь надвигающийся туман.
Только эти слова мы и могли различить. Тут все затянуло плотным туманом . Сквозь его плотную как вата завесу ничего не видно и не слышно.
— Почему он оказался на гребне один, ведь шли в связках?
— Сам понимаешь – такие детали выясняются потом. Надо было действовать немедленно, не взирая ни на густой туман, ни на что другое. Первую группу я направил на Джигит тоже по тяжелому скальному маршруту 4А. Легче пути не найдешь. Вторую группу отрядил вниз для встречи вертолета и подготовки всего, что может понадобиться в чрезвычайной ситуации.

— «Улетели»- значит сорвались вниз. Скальные стены Джигита высоки и суровы. Сотни метров отделяют подошву горы от гребня. Снег. Лед . Скальные ножи.
…. После спасательных работ постепенно прояснилась детали ЧП.
Ничто не предвещало трагедии. Горы сияли под ярким солнцем .Четверка поднималась двумя связками Салфетников – Шпек, Королев- Мешалкин.

Крепкая альпинистская веревка, кажется, нерасторжимо связывает судьбы двух людей в одну- единую. У Высоцкого об этом спето:

Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк.
И молимся , чтобы страховка не подвела.

Кажется, что ничто не может разорвать такие узы. Но в горах ситуации развиваются непредсказуемо. Так случилось и на этот раз.
…Две связки вышли на вершину. В момент душевного торжества из под ног ушла опора. Сорвался снежный карниз , на котором стояла четверка. Обружился снежно- ледовый балкон то есть карниз длинною метров 150.

Связка Салфетников – Шпек падала вниз вместе с несколькими тоннами снега и льда. «Пролетели» метров 800.

Связка Королев- Мешалкин повисла на веревке почти у самого гребня. Веревка не подвела. Она серединкой зацепилась за устойчивый кусок льда.

Когда отыскалась первая связка оказалось, что Салфетников, ко всеобщему удовлетворению и изумлению отделался лишь повреждением колено. А вот Шпек, его товарищ по связке, погиб.
Нечто подобное произошло и со второй связкой. Королев ,придя в себя, закрепился и выбрался на северную сторону гребня. Он обнаружил , что Мешалкин, который был связан с ним страховочным концом, скончался от травмы. Скорее всего один из осколков карниза обрушился ему прямо на голову…

… Замечательные ребята. Надежные друзья.

Грандиозные горные вершины звали их к себе. Они отозвались им и соединили с ними свои судьбы… Теперь уже навсегда…

Мы их не забудем…

One thought on “Василий Шпег, Николай Мешалкин

  1. Син Василя Шпега, Володимир Шпег, мій друг – хороша і світла людина, певно гени передалися від батька. Володимир завжди готовий прийти на допомогу, людина з великим серцем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *