Вечер памяти Ивана Ильича Евтушенко

В Доме Русской Книги состоялся вечер памяти

Ивана Ильича Евтушенко и Владимира Максимова48

ДЕД — так его знали во всех уголках киргизских гор.

Наш Киргизский бедуин

Ходит в горы без причин

И при этом наш  Евтух

Не зачах и не затух

(частушка про Евтушенко к 70 лет)

   По традиции, ставшей для нас уже привычной,  старые друзья Ивана Ильича Евтушенко и Володи Максимова собрались в Доме русской книги. Именно в этом гостеприимном  магазине стали традицией  подобные встречи.f1-81f1-21-203x300

   Никакой круглой даты не было, просто Слава Александров решил вспомнить ушедших друзей  альпинисто-фотохудожнико-туристо-романтиков, двух людей, память о ком  важна для нас живущих. Никакого протокола на этих встречах нет и не было, ритуал сложился как то сам собой – кто хотел сказать пару слов, тот сказал, а кто хотел стих прочесть – ради Бога! Ну и песни спели, а то какой вечер памяти альпинистов без песен?

   Иван Ильич Евтушенко, по горной кличке Дед , был ЛИЧНОСТЬЮ! Именно заглавными буквами! Среднего роста, незаметный в массе прохожих на улице, не шумящий, не писаный красавец и ещё много «не», имел много-много друзей, а ещё больше имел знакомых. Чем брал? А вот просто добротой. Умением сказать и умением слушать. Умением видеть в объектив фотоаппарата всё то, что видят и другие, но в другом ракурсе, что делало из него не фотографа, коих много, а фотохудожника. Был он и горным туристом, и альпинистом, исходил Кыргызстан вдоль и поперёк, днём и даже ночью. В интервью Славе Александрову он с гордостью отметил, что совершил четыре ночных восхождения, в одиночку. То есть в тогдашнее время нарушал все мыслимые правила и нормы горовосхождений. Ну нарушал. Но ведь живой же!144-300x205

Сейчас трудно объяснить молодому поколению мастерство фотохудожника. Камеры есть всякие, в разных устройствах и любой технической сложности, но так было не всегда же? Что значило в тогдашнее время снять хороший кадр в горах? Сейчас опишу вкратце, потому что только самое главное .  Надо было выбрать точку съёмки, в горах естественно, где и без всяких съёмок находиться смертельно опасно бывало, ну а просто очень трудно, так всегда. А как её выберешь, когда дует ветер скоростью километров эдак 100 в час, а на тебе тонкая  брезентуха-штормовка, на ногах кеды за четыре рубля пятьдесят копеек, а под  брезентухой,  для тепла, треники на змеином пуху при минус 10, хотя бы. А ещё ты стоишь на скальном гребне шириной в две ладошки, и надо бы f1-62сместиться на метр, но там отвес на 300 метров, а можно бы ещё подпрыгнуть, но приземлишься ты уже километров через шесть, а там совсем другой ракурс. Ладно снял все 36 кадров (ёмкость плёнки), это если тучка не набежала, или снег, или туман. Теперь стеклянные от холода твои части тела нужно донести вниз с высоты, ну скажем, 4000 метров над уровнем моря, хотя бы до 2000. Донёс, согрелся, попил чайку, назавтра, или через неделю попал домой. Закрываешься в тёмной, душной комнатке с красным фонарём (не путать с Амстердамом!), которая уже ванная в твоей квартире, а заодно лаборатория. Берёшь малый набор алхимика – проявитель, закрепитель и колдуешь при определённой температуре и определённое очень точное время. Если ты уже достаточно опытный в этом деле, то получаешь плёнку-негатив (смотри в GOOGLE), смотришь на просвет и обнаруживаешь, что во время съёмки в горах твой объектив замёрз и на плёнке серая муть вместо выстраданного кадра. НО! Бывало и везло! Дед говорил:- Если из 36 кадров у тебя получилось два, то это хорошо, а если три, то ты мастер.  Вот как длинно получилось писать, а ещё я не упомянул процесс печатания, т.е. получение самого листа-снимка. В общем понятно, что это было не так уж легко. Это объективные трудности, а ведь ещё надо кормить семью (где то работать), покупать плёнку и реактивы, бумагу опять же. Всякие бачки для проявки-фиксажа, ванночки, пинцетики, фонарь и, само собой, увеличитель.

f1-31Снимков, которыми дед гордился, не так уж много – около пятидесяти, но зато их знал весь СССР и даже (в то время то!) за границей – страны соцлагеря и даже Финляндия, Америка. Продавать было никак нельзя, а вот дарить, это можно. Вот он и дарил. Нам дарил, просто знакомым и вовсе незнакомым, практически любому, с которым поздоровался. Вот такой он был, наш Дед.

Володя Максимов пришёл в альпинизм после 40 лет, а это довольно солидный возраст, но очень активно стал ходить, что позволило ему участвовать в серьёзных альпинистских экспедициях на пик Победа, пик Хан-Тенгри, но… Это «но», чтоб ему пусто было – 6000 метров было его пределом, а выше он просто умирал. Приходилось поворачивать вниз. Володя тоже снимал, но это уже следующее поколение, ибо снимал он уже в «цвете»   (Дед снимал только чёрно-белые кадры), да ещё и рисовал. Чертёжным пером наносил рисочки-чёрточки разной длины и толщины и пожалуйста – горный пейзаж! Или портрет альпиниста, «Снежного барса» Евгения Стрельцова! А ещё автор нескольких шрифтов, за один из которых награждён Золотой медалью на Всемирной художественной выставке в г. Лейпциг! Один из шрифтов служил  логотипом газеты Вечерний Фрунзе! Вот таких замечательных друзей мы вспоминали в дружеском кругу. Без всякой помпезности, не к «круглой дате», без трибуны с графином, но жалко, что без костра, для окончательной душевности. Это будет впереди, я так думаю.

 

P1150655-300x208Показали фильм-интервью с Дедом, снятый после семидесятилетнего юбилея по инициативе Славы Александрова, оператором-мастером Евгением Барышниковым и смонтированным Юрой Кавериным. Тоже и коротенький ролик про Володю Максимова. А помещение магазина , как уже много раз (и надеемся впредь) предоставили Света и Виктор Кадыровы – добрые люди и владельцы фирмы Раритет.

Автор: Шевяхов Ю.

Вечер памяти Ивана Ильича Евтушенко: 1 комментарий

  1. “Или портрет альпиниста, «Снежного барса» Евгения Стрельцова!” Подскажите, пожалуйста, может где то сохранилась хотя бы фотография (копия) этого портрета? Заранее благодарю.

Добавить комментарий для Анастасия Стрельцова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *